Главная Тест-драйв Научная история Наука в вашем городе
Наука 2 Автомобили Гаджеты Промдизайн
Главная страница
Автомобили - Популярная «Формула»


Аэродинамика
Главное, что определяет аэродинамическую эффективность гоночной машины – носовой обтекатель и переднее антикрыло.
Масло не для бутерброда
Новый гоночный автомобиль FW26 команды BMW Williams стал наиболее радикальной интерпретацией правил Формулы 1 об оформлении носовой части. Облик носового обтекателя болида-дебютанта – это очередной этап в бесконечном поиске сочетания аэродинамической эффективности и оптимальной прижимной силы и устойчивости.
Немое кино
Носовой обтекатель гоночной машины первым принимает на себя удар потока встречного воздуха. Это понимали еще в далекие пятидесятые, на заре Формулы-1. Поэтому, несмотря на то, что в те времена серьезные аэродинамические исследования гоночных болидов еще не проводились, нос старались сделать как можно более обтекаемым. В 50–60-х он представлял собой некое подобие трубы, в которой располагался радиатор (чем дальше, тем более плоской эта «труба» становилась).
Все стороны равны
Обеспечить нормальное охлаждение двигателя и не создавать излишнего аэродинамического сопротивления – других задач перед носом машины не ставилось. Все изменилось, когда владелец и конструктор команды Lotus Колин Чэпмен предложил использовать антикрылья. Первые антикрылья крепились к рычагам подвески передних и задних колес. С конструктивной точки зрения это решение было самым правильным: ведь крылья действовали непосредственно на колеса, без демпфирующего влияния рессор. Однако такое крепление антикрыльев было ненадежным, они отрывались, приводя к авариям, и вскоре в правилах появился пункт, запрещающий крепить антикрылья на неподрессоренных деталях машины. Конструкторы быстро выяснили, что теперь антикрылья лучше всего расположить впереди передней и позади задней оси. Таким образом, на носу появилось «украшение» в виде двух крылышек, прижимавших переднюю часть машины к земле. По тем временам это была настоящая революция, хотя эффективность двух небольших аэродинамических поверхностей была не очень высокой.
Зимняя обувь
Brabham BT34 – одно из свидетельств поиска решения этой проблемы. У этой машины центральная «труба» с радиатором была разделена на две отдельные секции, расположенные перед колесами – а между ними располагалось довольно большое антикрыло. В дальнейших разработках команды Brabham антикрыло интегрировалось в корпус и вся передняя часть машины стала выполнять его функцию. Но это был тупиковый путь – потому что громоздкие «коробки» с радиаторами создавали слишком большое аэродинамическое сопротивление.
Поглотители ударов
Все изменилось, когда конструкторы догадались поместить радиаторы в специальные боковые понтоны за передней осью – где они и по сей день располагаются у машин Формулы-1. С этого момента появилась возможность подвешивать антикрыло над носовым обтекателем – там оно работало в оптимальном режиме. Теперь плоскость крыла встречала ровный воздушный поток, не завихрявшийся из-за громоздких деталей по соседству.
Удалые малютки
Еще одну революцию в облике носового обтекателя произвел конструктор Харви Постлтуэйт, работавший в тот момент в команде Tyrrell. Он придумал так называемый «вздернутый носик» – иначе говоря, носовой обтекатель, приподнятый над антикрылом на кронштейне. При такой конфигурации носа часть воздушного потока устремлялась под днище машины, а часть с помощью специальных дефлекторов направлялась к боковым воздухозаборникам. Ускорение воздушного потока под днищем создавало разрежение, дополнительно «присасывающее» болид к асфальту.
Эскимосские сказки
И вот – еще одна сенсация. Приведет ли новый нос Williams FW26 к аэродинамической революции или останется интересным курьезом? Ответ на это может дать лишь чемпионат мира. Обнадеживающие результаты на тестах – это еще не все. Новинка должна хорошо зарекомендовать себя на всех трассах Формулы-1. Если это случится, то в 2005 году большинство машин Формулы-1, по-видимому, будут оснащены такими же «клыками», как Williams.
Летящий всплеск
А голова – в багажнике!
Зимняя обувь
Поглотители ударов
Удалые малютки
Эскимосские сказки
Летящий всплеск
А голова – в багажнике!
Смешанная реальность
Рыжий zzzzzверь
Популярная «Формула»
Секреты русского трека
Популярная «Формула»
Глушитель автомобилей
Самый-самый


1 2 3 4 5 6 7