Главная
Тест-драйв
Научная история
Наука в вашем городе
Наука 2 Автомобили Гаджеты Промдизайн |
Самодвижущиеся кареты Вы заблудились в пустыне, изнываете от жажды и вдруг видите, что на горизонте замаячил внедорожник. Надеясь спастись, вы несетесь к нему что есть сил, но за несколько метров до цели обнаруживаете, что в движущемся автомобиле нет ни души! Скажете, такое могло присниться только в кошмарном сне? Ошибаетесь, в наше время это может произойти с каждым. Жители местечка Примм, что в штате Невада, пару месяцев назад стали свидетелями захватывающего зрелища. В их городке стартовала, а затем и финишировала самая необычная автогонка. Все 23 автомобиля-участника ехали по проложенной в пустыне Мохаве трассе сами по себе, без пилотов. Подростки окрестили эти машины призраками, но никакой мистики во всем происходящем не было – на западе США проходила первая в истории успешная гонка автономных автомобилей DARPA Grand Challenge. Робот, армия нуждается в тебе! Организатором гонки и ее главным спонсором стала DARPA (Агентство перспективных разработок при министерстве обороны США). Несколько лет назад Пентагон поставил цель сделать к 2015 году каждую третью боевую машину беспилотной. Сначала военные хотели просто найти себе достойного подрядчика, но такого не оказалось: ни одна компания не была уверена, что сможет достаточно быстро предоставить армии США подобного робота. Тогда DARPA приняла решение организовать гонку роботов, в которой могли принять участие все желающие, а чтобы втянуть в конкурс виднейших специалистов, военные не стали мелочиться: победителю гонки пообещали миллион долларов. В результате принять участие в соревновании изъявили желание 106 команд – экипажи известных американских вузов, безбедные американские изобретатели… Несмотря на серьезный состав участников, первый турнир автономных автомобилей, который прошел 13 марта 2004 года, благополучно провалился. Чтобы выиграть миллион, участникам соревнования надо было пройти маршрут длиной 240 км быстрее всех. Однако самое большое, на что оказался способен самый совершенный робот, – проехать 12 км, то есть всего двадцатую часть маршрута. Остальные сошли с дистанции еще раньше (одни врезались в препятствие, другие начали буксовать и сожгли шины, у третьих что-то вышло из строя), а некоторые и вовсе не стартовали. Поэтому хотя в следующей гонке с удвоенным призовым фондом изъявили желание участвовать уже 195 команд, предположения о ее исходе были далеко не оптимистическими. Но результат превзошел все ожидания. Stanley делает историю Если когда-нибудь машины восстанут против людей и одержат над нами вверх, то дату 8 октября 2005 года железные руки роботов-историков обведут красными чернилами. В этот день стало ясно, что всего лишь за полтора года роботы смогли добиться впечатляющего прогресса. Так из 23 автомобилей только один не смог преодолеть 12 км – рекорд прошлого года. Причем пять (!) беспилотных машин прошли всю дистанцию гонки (212 км) и финишировали. Но лишь одной команде достались $2 миллиона: быстрее всех маршрут проехал беспилотный Volkswagen Touareg, созданный командой Стэнфордского университета при поддержке немецкого автопроизводителя. Дистанцию автомобиль прошел за 6 часов 54 минуты (средняя скорость в пути – 31 км/ч). Это если не брать в расчет время принудительных остановок: в некоторых местах трасса была узкой и автомобили не могли обгонять друг друга, поэтому, когда Touareg по прозвищу Stanley нагонял впереди идущих роботов, его приходилось останавливать. Несмотря на то, что гонки DARPA Grand Challenge собрали большое число зрителей и журналистов, шоу могло быть и лучше. Например: Stanley финишировал первым, но еще долго было непонятно, стал ли он победителем гонки: организаторы очень долго вычитали время принудительных остановок из общего времени в пути. На первенство претендовали также роботы Sandstorm и H1ghlander университета Карнеги-Меллон. Как оказалось позже, они прошли гонку немногим медленнее Stanley, за 7 часов 5 минут и 7 часов 14 минут соответственно. А замкнула четверку лучших машина KAT-5, представленная страховой компа-нией Gray Insurance: она прошла 212 км за 7,5 часа. До финиша дошел, правда, еще один автомобиль – 16-тонный грузовик TerraMax, но его как конкурента команды лидеров не рассматривали. До наступления темноты машина не успела добраться до финиша, а в сумерках робот-грузовик двигаться не мог. Так что из-за него завершение мероприятие пришлось перенести на воскресенье. В полдень следующего дня беспилотный грузовик наконец финишировал, но его время в пути составило 12 часов 51 минуту. Если вас увлекло соревнование роботов и вы хотите стать зрителем гонки, придется вас огорчить. В ближайшие годы подобное соревнование проводиться, скорее всего, не будет. DARPA достигла своей цели: достойный подрядчик – команда Стэнфордского университета – найден. И теперь разработчики Stanley будут совершенствовать свою машину по заказу американских военных. Великий Стэнли «Сегодня нам удалось сделать великий шаг в мир автомобилей будущего», – сказал после финиша один из представителей концерна Volkswagen. Возможно, через пару десятилетий автомобили, подобно Stanley, нуждаться в водителе уже не будут. Без глаз и рук – смотри вокруг Для получения информации извне Стэнли оборудовали множеством датчиков, которые распознают профиль и очертания дороги, предупреждая «водителя» о всевозможных препятствиях. Кроме того, картину окружающего робот получает с помощью системы специальных датчиков: лазерных дальномеров, стереоскопических видеокамер, радиолокаторов и дифференциальной спутниковой системы навигации GPS. Информация от этих устройств подается на расположенный в багажнике внедорожника вычислительный центр, состоящий из семи соединенных в единую рабочую сеть компьютеров с процессорами Intel Pentium M. При помощи специального программного обеспечения эти данные обрабатываются, а затем на основе полученных результатов выдаются команды на поворот руля, ускорение или замедление. Еще и сэкономили! На пресс-конференции, состоявшейся после завершения гонки, у директора DARPA Тони Тетера спросили, не жалко ли Пентагону двух миллионов долларов, выплаченных победителю. «Напротив! – ответил Тетер. – Если бы мы искали подрядчика с нуля, создание беспилотной машины, подобной Stanley, потребовало бы 150–200 миллионов долларов и заняло лет пять». Тормозные альтернативыПочти серийные болиды Полсотни метров жизни Жизнь в заносе С дырочкой в правом боку Шоссейные астронавты Самокат S-класса Дышите правильно! Еще один «Бэтменмобиль» Гран Туризмо Гибрид-первопроходец |
1
2
3
4
5
6
7
|