Главная
Тест-драйв
Научная история
Наука в вашем городе
Наука 2 Автомобили Гаджеты Промдизайн |
Все что не разрешено — запрещено Если вам скажут, что раллийная машина WRC не имеет с серийной моделью ничего общего – не верьте. На самом деле у них масса одинаковых деталей. Кузов, дверные замки и ручки, опять же, одна из антенн на крыше... ...Отличия машины WRC от серийной модели сосредоточены в таких «мелочах», как мотор, трансмиссия, коробка передач, подвеска, колеса… Конструкторы команд WRC находятся в довольно затруднительном положении. С одной стороны, ралли – это гонки серийных автомобилей. Основой для гоночной машины служит омологированный (одобренный FIA) автомобиль, выпущенный в количестве не менее 2500 экземпляров. Карта омологации, составляемая для каждой одобренной машины, содержит подробные сведения о ее конструкции, оснащении, стандартном и дополнительном оборудовании. По техническим требованиям и по маркетинговым соображениям для WRC лучше всего подходят автомобили среднего класса – Ford Focus, Mitsubishi Lancer, Peugeout 307 CC и т.п. В то же время серийные «середнячки» оказываются далеко не в паркетных условиях. Гонки предъявляют повышенные требования к мощности двигателя, энергоемкости подвески, развесовке по осям, скорости и четкости работы трансмиссии, а главное – к прочности и надежности всех узлов и агрегатов. Особое внимание уделяется безопасности экипажа. Конструкторы дорабатывают серийные машины для участия в ралли в строгих рамках технического регламента FIA под надзором технических комиссаров. Отдельные требования, предъявляемые к командам, специально направлены на упрощение и усиление контроля: к примеру, в бензобаке, для проверки его внутреннего устройства комиссарами, должно быть смотровое окошко. Конструкторы вправе вносить в серийную модель лишь те изменения, которые описаны в техническом регламенте FIA. В отличие от привычного нам конституционного принципа, в регламенте отражен прямо противоположный: «Все, что не разрешено – запрещено». Впрочем, в любом раллийном болиде есть по крайней мере одна деталь, полностью совместимая с серийными машинами. Это – пилот. Бензобак в багажнике. Внутри 80-литрового металлического корпуса бензобака расположен мягкий герметичный мешок, заполненный специальным пористым материалом. В кожухе бака вырезано смотровое окно (для контроля). При повреждении бензин не выльется, при возгорании взрыва не будет. Бензопроводы находятся внутри салона – их невозможно повредить, зацепив днищем дорожное препятствие. Бензопроводы имеют отсечные клапаны по всей длине. В случае разрыва бензин не выливается, а при возгорании огонь не распространится по всей системе. Болид WRC при прохождении спецучастка потребляет около одного литра высокооктанового 102-го бензина на 1 км. Подвеска болида. В соответствии с регламентом подвеска должна иметь стандартные точки соединения с кузовом. В рамках этого правила ее упрощают. Сложным многорычажным системам раллисты предпочитают надежный Макферсон. Резиновые сайлент-блоки заменяются шаровыми шарнирами. Более надежные жесткие шаровые соединения в отличие от сайлент-блоков не препятствуют передаче на кузов ударов и вибраций, поэтому раллийные машины значительно более шумные, чем серийные. Амортизаторы. На гравийной подвеске амортизаторы имеют очень длинный ход, поэтому оснащаются выносными резервуарами с жидкостью. Они размещаются в салоне или под капотом и соединяются со стойками гибкими шлангами. Регулировки амортизаторов, количество которых доходит до четырех (силы сжатия и отбоя при высоких и низких скоростях штока), расположены на резервуарах или даже имеют электропривод. Коробка передач. В современном ралли применяются секвентальные коробки передач с электронным управлением. Переключение скоростей осуществляется с помощью колец на руле. Количество передач за последние годы сократилось с 6 до 4: мощные и эластичные моторы позволяют избежать рывков привода при смене передачи в управляемом заносе, а также экономят время на переключениях. Три дифференциала чаще всего имеют электронное управление, их характеристики можно менять в ходе заезда. Исключение составляет машина Mitsubishi, дифференциалы и коробка у нее – механические. Тормоза. Ручной тормоз – гидравлический. Он активно используется пилотом при управлении машиной. В целях безопасности за торможение каждой пары колес отвечают отдельные гидроцилиндры. Тормозные диски – массивные стальные и вентилируемые. Иногда тормоза электрически связывают с системой зажигания таким образом, чтобы при нажатии на педаль улучшалось торможение двигателем. Выхлопная система. Глушитель должен позволять машине уложиться в уровень шума, определенный законами той страны, в которой проводится ралли, при оборотах двигателя 3500 об/мин. Если на серийной машине имеется каталитический нейтрализатор, он должен быть установлен и на болиде WRC. Усиленная защита. Кузов усиливается перфорированными металлическими площадками. В кузове монтируется каркас безопасности (см. «ПМ» № 7, 2005). Снизу двигатель, трансмиссию, подвеску и выхлопную систему прикрывает углепластиковая или алюминиевая защита. Кузов. В целях снижения веса кузов лишен облицовочных панелей, звукоизоляции, а также заднего сидения (омологированный автомобиль должен быть как минимум четырехместным). Для улучшения развесовки и снижения центра тяжести сидения пилота и штурмана вместе с органами управления сдвигаются вниз и назад. В качестве балласта используются расположенные и закрепленные особым образом запаска, домкрат, инструменты. Органы управления. Вся управляющая и сервисная электроника, проводка и органы управления по возможности размещены на полу. Это способствует улучшению развесовки и позволяет штурману и пилоту оперативно управлять параметрами работы двигателя, турбины, подвески, других систем автомобиля. Во время заезда водитель контролирует только 2 прибора: индикатор передачи и сигнальную лампу, сообщающую о достижении предельно допустимых оборотов. Остальные приборы контролирует штурман и техники по сигналам телеметрии. Двусторонняя телеметрия запрещена. Огнетушитель. На раллийных машинах обязательна система пожаротушения. Она имеет как минимум две форсунки под капотом и две в салоне. Активировать систему пожаротушения можно как с места водителя, так и снаружи, выдернув рукоятку в районе лобового стекла (обозначается как «Е» в круге). Она действует также как выключатель массы, то есть обесточивает машину. В результате потушить машину можно, даже если экипаж находится без сознания. На всякий случай в салоне есть и ручной порошковый огнетушитель. Двигатель. Изготовлен на основе стандартного, однако конструкторам доступны всевозможные способы его доработки: расточка и гильзовка цилиндров, применение облегченных поршней и шатунов, доработка геометрии коленвалов, изменение фаз газораспределения и т.п. Гоночных мощностей от небольших моторов (основой для WRC служат машины среднего класса) добиваются путем установки турбонаддува с колоссальным давлением до 3 атмосфер. При этом для целей определения класса и соответствующих параметров гоночного автомобиля с турбомотором используется понятие «эквивалентный объем» с коэффициентом пересчета 1,7. К примеру, считается, что объем двухлитрового двигателя с наддувом – 3,4 л. Чтобы уравнять шансы участников, на компрессоры всех машин устанавливается рестриктор: любой мотор получает воздух через 32-миллиметровое отверстие. Официально максимальная мощность машины WRC – 300 л.с. На практике эта цифра немного выше. Шины. Внутри шин находится «мусс» – пена, которая при нарушении герметичности бескамерной покрышки расширяется, заполняя шину. На таком колесе пилот может не только добраться до зоны обслуживания, но и побороться за очки. На некоторых этапах в WRC используются шины с камерами. В отличие от бескамерных они не разбортовываются при боковых ударах. Кузовные панели. Выполняются из того же материала, что и на серийной машине: никаких модных карбоновых капотов, максимум – алюминиевые (и то только в том случае, если таковые устанавливаются на серийные машины). Стандартные замки капота и багажника в обязательном порядке заменяются на усиленные спортивные защелки с доступом снаружи, а вот замки дверей остаются серийными. Чтобы конструкторы не экономили на усилении кузова, введено ограничение: кузов не должен весить менее 320 кг. Стеклоочистители. «Дворники» на автомобиле WRC самые обыкновенные, но бачок омывателя значительно увеличен и размещен в салоне. Такая мелочь, как нехватка воды, может кардинально изменить ход гонки. Стекла. Окна могут быть заменены на поликарбонатные, одобренные FIA. Но, как правило, используются облегченные стекла (лобовое – триплекс, остальные – закаленные и оклеенные изнутри пленкой). Куда уехали «вагончики»?Полным-полна моя коробочка У каждого авто запах особый Один руль на двоих Кто станет гепардом Нечеловеческая гонка Долгий поцелуй Вертолет наоборот Сутки скорости Двигай собой! Метаморфозы рулевого управления Популярная формула Тихая революция Движимость Audi по-русски |
1
2
3
4
5
6
7
|