Главная Тест-драйв Научная история Наука в вашем городе
Наука 2 Автомобили Гаджеты Промдизайн
Главная страница
Наука - Горячая десятка


Часть IV
Мы продолжаем рассказ о десяти новых технологиях, которые обязательно изменят мир.
Галактика с сюрпризом
Термин «мехатроника» ввела в 1969 году японская фирма Yaskawa Electric, образовав его от двух слов – «МЕХАника» и «элекТРОНИКА». Сегодня мехатроника – это область науки и техники, посвященная созданию и эксплуатации систем с компьютерным управлением движением. Адепты мехатроники верят, что именно их «учение» сделает мир лучше и чище, уменьшит вредные выбросы и повысит эффективность транспорта.
Прекрасные сироты
Возьмем, к примеру, автомобильный тормоз. В течение следующих десяти лет гидравлические цилиндры будут замещены электромеханическими приводами. Место трубок, по которым течет тормозная жидкость, займут провода. А координировать педаль тормоза, на которую нажал водитель, и процесс торможения будет компьютерная программа.
Радиоактивный яд скорпиона
Таким образом, мехатроника станет еще одной областью, где программное обеспечение вторгнется в сферу обеспечения безопасности людей. Поэтому ученые пытаются научить такие системы «чинить» самих себя. Инженер из Дармштадтского университета Рольф Айсерман исследует программное обеспечение, которое может находить и устранять проблемы в таких системах, причем в реальном времени – ведь те же тормоза должны работать безупречно. «В немецком языке есть слово «gruendlich», которое означает «делать что-то по-настоящему хорошо», – говорит инженер.
Космозоли
Чтобы сделать мехатронную тормозную систему действительно надежной, группа Айсермана разрабатывает программы, которые следят за потоком данных от трех сенсоров. Один следит за силой тока, подаваемого на привод. Дру-гой – за положением привода. А третий измеряет усилие.
Туда и обратно
Программный комплекс обрабатывает эти данные в поиске неисправностей (таких, как увеличение трения) и зажигает лампочку на приборной доске, чтобы водитель знал, что пора в сервис, и дело не доходило до аварии.
Тестостерон рулит
«Вначале все беспокоились, достаточно ли надежными будут мехатронные устройства. Постепенно к людям приходит понимание того факта, что электронные устройства надежнее механических, – говорит Карл Хедрик, инженер-механик из Калифорнийского университета в Беркли. – Дело в значительной степени в том, что в такие системы можно встроить системы самодиагностики. Айсерман – признанный лидер в этой области».
Загадки пульсара
Дармштадтская группа работает и над уменьшением вредных выбросов двигателей. Они разработали программы, следящие за перебоями зажигания, которые могут повредить каталитические конверторы и стать причиной вредных выбросов. Поскольку ставить сенсор внутрь камеры сгорания непрактично, программы анализируют данные датчиков, которые замеряют содержание кислорода в выхлопе и следят за скоростью коленчатого вала (механизма, который передает усилие двигателя на колеса). Микроскопические отклонения в скорости коленчатого вала и изменение состава выхлопа выдают перебои зажигания. Как только перебой обнаружен, программный комплекс может уведомить водителя, а в будущем и устранить проблему.
Суперновая жизнь
Партнерские соглашения с компаниями – изготовителями автомобилей и аксессуаров, такими как DaimlerChrysler и Continental Teves, помогают интегрировать исследования группы Айсермана в промышленное производство и открывают им путь в реальные автомобили. Айсерман утверждает, что от 80 до 90% инноваций в двигателе сегодня – эффект от мехатроники и электроники. До недавнего времени мехатронику можно было встретить разве что в аэрокосмических системах, промышленном оборудовании и малогабаритных высокоточных приборах вроде фотоаппаратов и копировальных машин. Недавний прорыв (такие системы появились в грузовиках и легковых автомобилях) дал толчок к повсеместному росту числа исследований в области мехатроники. Помогли такому росту и падение цен на микропроцессоры, и сенсоры, и ужесточение требований к содержанию вредных веществ в выхлопах автомобилей в Европе и Калифорнии, и желание автомобильных концернов сделать свою продукцию еще более комфортной и эффективной.
Жизнь оттуда
И пусть сегодня мехатроника в основном присутствует в секторе шикарных машин (в старших моделях BMW более 70 микропроцессоров, которые управляют более чем 120 малюсенькими моторчиками).
Атомное Lego
Лино Гюзелла, один из директоров Швейцарского федерального института технологий, считает, что в ближайшие пять лет мехатроника станет неотъемлемой частью всех новых автомобилей. А группа Айсермана позаботится, чтобы электронная начинка новых машин была не менее надежна, чем стальная.
Загореть как негр
Соленые земли
Космозоли
Туда и обратно
Тестостерон рулит
Загадки пульсара
Суперновая жизнь
Жизнь оттуда
Атомное Lego
Загореть как негр
Соленые земли
Глаз в пробирке
Таблетки на грядке
Загадочная комета Холмса
Память молекул
Карликовая пара
Планета номер пять
Клеточный контроль
Наблюдаем молодую Вселенную
Неподвижность песка
Дух магнитного полюса


1 2 3 4 5 6 7