Главная
Тест-драйв
Научная история
Наука в вашем городе
Наука 2 Автомобили Гаджеты Промдизайн |
Настоящие гении и гении поддельные Одна удачная подделка великого шедевра может сделать своего создателя миллионером. Если удастся обмануть эксперта... По рассказу художника и историка эпохи Возрождения Джорджо Вазари, скульптура гениального Микеланджело «Спящий купидон» была закопана в землю, затем откопана и выдана за античную статую. Изваяние было признано подлинно античным и продано кардиналу Сан-Джорджио Рафаэлло Риарио за 200 дукатов, что лишний раз подтвердило исключительное мастерство Микеланджело. Современные подделки изготавливаются отнюдь не для подтверждения мастерства их автора. Цена вопроса (от сотен тысяч до нескольких миллионов долларов за картину признанного гения) такова, что одна удачная попытка подделки из сотни может разом обогатить ловкача. Поэтому вместе с развитием методов экспертизы подлинности, которой обязательно подвергаются все стЧящие картины, столь же стремительно развиваются и способы, с помощью которых их можно обойти. По понятным причинам участники этой «гонки» – искусствоведы, технологи и, конечно, сами авторы подделок – не ищут лишней известности и не спешат раскрывать свои методы. Для «Популярной механики» специалист одной из ведущих московских лабораторий сделал исключение, рассказав об основных методах экспертизы произведений живописи. Первый взгляд Изучение любой картины включает искусствоведческую и технологическую экспертизу. Чтобы установить подлинность, специалисты работают в двух основных направлениях – определение даты изготовления картины и поиск применяемых в ней творческих и технологических приемов, характерных для конкретного художника. С датой все ясно – Рафаэль не мог писать красками, изобретенными в середине XX века. Датировочная информация, как говорят эксперты, может содержаться в каждой части картины, а устроены классические шедевры не так просто, как кажется на первый взгляд. Картина пишется на основе – это может быть холст, дерево, металл, камень. Простой холст уже содержит датировочный момент – с распространением новых видов ткацких станков качество холста кардинально менялось. Холст художник покрывает грунтом для придания ему гладкости. Степень гладкости и количество слоев грунта определяются модой вполне определенных времен. В тех случаях, когда грунт может впитывать связующую основу краски (большинство красок представляют собой порошковый пигмент и связующее – например, ореховое или льняное масло), на него приходится класть изолирующий слой – имприматуру. Типичная имприматура – это тонкий слой масляной краски. Первый слой картины, относящийся собственно к живописи, – это белильный подмалевок. Белила – оптическая основа цвета, своего рода «подсветка» изнутри картины. Она не видна зрителю, но имеет большое значение – конечные цвета получаются путем наложения на подмалевок прозрачных красок. К примеру, когда художник выполняет портрет, форму лица он сначала строит толстым слоем белил. Белила не только создают красивый оптический эффект, но и помогают экономить дорогостоящий пигмент, значительно меньшее количество которого требуется для прозрачных красок. Следующие слои создают визуальное содержание картины. Они пишутся красками, которые содержат больше лака, чем масла, и потому прозрачны. Эти слои технологи называют лессировками. Поверх лессировок кладется лак – прозрачный защитный слой. Для каждого из описанных слоев существуют методы исследования, указывающие на дату изготовления картины. В то же время, экспертов подстерегает масса подводных камней. К примеру, картина, написанная при жизни великого мастера, вовсе не обязательно принадлежит его перу. Во времена, когда эстетическая ценность картин считалась выше коллекционной, из мастерских гениев выходила масса копий, выполненных учениками, а подписанных самим маэстро. Наконец, на творении неизвестного современника великого художника уже наши современники могли просто подделать подпись. Искусствоведы тщательно анализируют сходство изучаемой картины с известными произведениями тех или иных периодов творчества художника, принимая во внимание технические и стилистические приемы, тематику работы, детали биографии мастера. Однако нетипичная картина может оказаться «пробой пера» или «шуткой гения»… К сожалению, абсолютно точных способов определить подлинность картины на сегодняшний день не существует и не предвидится. Тем не менее опытный специалист, взглянув на картину невооруженным взглядом, уже может многое о ней рассказать. Вооруженным глазом При изучении картин эксперты используют несколько видов микроскопов. Участок картины, увеличенный в 20–50 крат, – зрелище едва ли не более красивое, чем сама картина. Холст превращается в череду холмов и впадин, лессировочные мазки приобретают форму то ли морских волн, то ли горных каньонов. Особенно хорош бинокулярный микроскоп, позволяющий заглянуть в глубь картины, ощутить толщину и качество лака и, разумеется, рассмотреть реставрационные вмешательства или дефекты. В ломаных трещинах, заполненных пылью, отражается долгая жизнь шедевра или же попытки состарить его искусственно (нагревая и резко охлаждая). В такой микроскоп полезно взглянуть на подпись автора. Смывание и изменение подписи – один из простейших и в то же время эффективных способов подделки картин. В микроскоп отлично видно, лежит ли подпись под лаком, над ним или «парит» между двумя лаковыми слоями. Так называемая «подпись в тесте», которую художник ставил на невысохшем лаке, должна быть слегка утоплена. Вышеупомянутые трещины на старом лаке называются кракелюром. Если подпись лежит поверх трещин или затекает в них, – это показатель фальшивки. Хотя и подлинная подпись могла быть просто неудачно обведена (как правило, подписи не реставрируют). Под поляризационным микроскопом (600 крат и более) проба с картины выглядит как россыпь сверкающих драгоценных камней. Эти «самоцветы» – не что иное, как частицы пигмента. Подавляющее большинство пигментов в классической живописи представляют собой растертые в порошок минералы. Вид и сочетание пигментов дает эксперту представление не только о дате изготовления картины (разные пигменты использовались в разное время), но и об индивидуальном «почерке» конкретного художника: разные мастера получали одни и те же цветовые оттенки, смешивая разные краски на палитре. В невидимых лучах Один из главных инструментов экспертов – ультрафиолетовое, рентгеновское и инфракрасное излучение. Ультрафиолетовые лучи позволяют определить старение лаковой пленки – более свежий лак в ультрафиолете выглядит темнее. В свете большой лабораторной ультрафиолетовой лампы более темными пятнами проступают отреставрированные участки (понятно, что нетронутые реставраторами картины ценятся значительно выше, чем дописанные) и кустарно переписанные подписи. Правда, этот тест легко обойти. Опытные реставраторы сохраняют тампоны, которыми они смывают лак, прежде чем восстанавливать утерянные участки полотна. Промыв впоследствии эти тампоны в растворителе, они получают… тот же самый старый лак, идентичный оригинальному. В настоящее время лаки, не темнеющие в УФ-лучах, даже выпускают серийно. Рентгеновские лучи задерживаются наиболее тяжелыми элементами. В человеческом теле это костная ткань, а на картине – белила. Основой белил в большинстве случаев является свинец, в XIX веке стали применять цинк, а в XX-м – титан. Все это тяжелые металлы. В конечном счете на пленке мы получаем изображение белильного подмалевка. Подмалевок – это индивидуальный «почерк» художника, элемент его собственной уникальной техники, часть картины, которую он делал для себя, а не для заказчика. Для анализа подмалевка используются базы рентгенограмм картин великих мастеров. К сожалению, их публикации играют на руку не только экспертам. Инфракрасные лучи, напротив, позволяют увидеть другую часть спектра картины. Эксперты используют специальные тепловизоры, воспринимающие волны длиной свыше 1000 нм. В инфракрасном свете проявляется нижележащий рисунок, сделанный художником черной краской или карандашом, или… сетка координат, с помощью которой писалась точная копия оригинальной картины. Химическое оружие Химический анализ в живописи делится на две категории: с отбором и без отбора проб. Изучение картины без отбора проб осуществляется с помощью рентген-флюоресцентного анализатора (РФА). Этот прибор определяет металлы, содержащиеся в веществе. Именно металлы являются хромофорами, то есть отвечают за цвет тех или иных веществ, отражая определенные световые волны (например, свинец – белый, желтый, оранжевый; медь – голубой, зеленый; железо – красный, желтый). Более точный и детальный поэлементный анализ вещества дает микрорентгеноспектральный анализатор, или микрозонд. Для микрозонда с картины забирается проба. Она настолько мала, что не видна невооруженным глазом, зато содержит части всех слоев картины. Для каждого из них микрозонд составляет спектр элементного состава вещества. Кроме того, микрозонд может работать в режиме электронного микроскопа. Для химического анализа используются также такие методы, как эмиссионный спектральный анализ, эмиссионный спектральный рентгенофазовый анализ и многие другие. Химический состав – чрезвычайно полезная информация. В помощь экспертам выпускаются подробные справочники с указанием дат выпуска заводских красок, лаков, грунтов, изготовленных по тому или иному рецепту. В настоящее время на службе экспертов находится неорганическая химия. Связующими красок, представляющими собой органические вещества, во всем мире начали заниматься сравнительно недавно. Некоторые передовые методы органической химии, которые могли бы применяться в экспертизе, уже существуют, но находятся в распоряжении военных, криминалистов и академических институтов, которые не спешат делиться технологиями с искусствоведами. В экспертизе картин уже используются методы жидкостной и газовой хроматографии, ИК-спектроскопии. Так сложилось, что в «гонке технологий» всегда лидировали эксперты: изготовителям подделок приходилось оперативно реагировать на появление новых методов экспертизы и пытаться их обойти. Специалисты говорят: «Если нам удастся окончательно разобраться в органической химии связующих, то мы победили на 50 лет вперед!» Арт-инспекция Каждый слой картины, написанной маслом на холсте, имеет важное значение для эксперта и может быть изучен с помощью различных технологических методов. 1. Основой картины может быть дерево, металл, камень или привычный нам холст. Тип холста уже многое говорит о дате изготовления картины. 2. Холст натягивается на деревянный подрамник. Конструкция подрамника позволяет немного расширять его при провисании холста с помощью специальных клиньев. 3. Грунт кладется на холст, чтобы сделать его более гладким. Степень гладкости картины всегда была предметом моды, поэтому она тоже содержит датировочный момент. 4. Имприматура – это изолирующий слой, который предотвращает впитывание связующей основы краски некоторыми видами грунта, а также задает тональную основу картины. 5. Предварительные наброски, выполняемые карандашом или тушью, помогают художнику заранее определиться с композицией картины и упрощают дальнейшую работу над ней. 6. Белильный подмалевок создает оптический эффект «подсветки» изнутри картины и является основой светлых тонов. 7. Собственно живопись создается прозрачными красками (лессировками). Способ их приготовления на палитре, порядок наложения, форма мазков – индивидуальный почерк автора. 8. Финальный лессировочный слой пишется красками с малым количеством пигмента. С его помощью художник передает тончайшие нюансы цветовых оттенков. 9. Подпись автора имеет колоссальное значение для экспертизы. На этапе проверки подлинности подписи выявляется большая часть картин-подделок. 10. Полностью завершенная картина покрывается прозрачным лаком. Он защищает хрупкую живопись от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Теплое местоО мышах и людях Потусторонняя математика Дары моря Достучаться до небес Орбитальная реанимация Кто чей родственник ДНК-наноробот Заряжай! Паранормальная статистика Черные карусели Мирный термояд Нобель 2006 Лёд-XI |
1
2
3
4
5
6
7
|