Главная Тест-драйв Научная история Наука в вашем городе
Наука 2 Автомобили Гаджеты Промдизайн
Главная страница
ПМ в вашем городе - Вторая столица


Ставка на подземелье
Если бы в 1941 году Москву не отстояли, здесь бы расположилась Ставка.
ПМ в вашем городе
«Начальник Куйбышевского управления НКВД старший майор государственной безопасности Бочаров один в подземном коридоре. В коридоре власти. Над ним – сто тридцать метров монолитной скалы. Тут, в подковообразной излучине Волги, в Жигулях, будет столица Европы…
Неземные машины
Не спит подземный город в Жигулях. Вагонетки скрежещут на поворотах. Скрипит электровоз тормозами. Где-то сваи вбивают, и по километрам подземных тоннелей грохот отдается. Где-то вгрызается в скалы Метрострой, где-то откалывают зэки тысячи тонн рыжих дробленых камней, где-то ревут вентиляторы, вытягивая непроглядную пыль из забоев. А в тоннеле К-66 уже тихо, уже светло, уже воздух чист и свеж. Уже идет монтаж. Уже установлены бесконечным рядом серые шкафы, уже провешены связки разноцветных проводов многокилометровой протяженности, каждый толщиной со сноп, который бронзовая колхозница на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке торжественно и решительно вознесла над своей металлической головой.»
Окрыленные
Именно так в 1981 году в своем романе «Контроль» бывший советский разведчик Виктор Суворов впервые описал запасную столицу СССР Куйбышев-2, которую построили в начале войны в скальных породах под городом Куйбышев, ныне Самара. Описание подземной столицы в то время большинство сочло игрой разгулявшегося воображения одиозного писателя – ну как можно построить целый город под другим городом, причем так, чтобы никто сверху ничего не заметил! А не заметил никто – до сих пор нет ни одного жителя Самары, который мог бы рассказать об этой стройке. А в 1980-х при упоминании о подземной столице вам бы рассмеялись в лицо. Сейчас смеяться не будут – под ногами действительно стали находить грандиозные сооружения. Причем в одно из них можно даже попасть на экскурсию. Называется оно просто – «Бункер Сталина».
Подземная многоэтажка
В самом начале Великой Отечественной войны, когда Сталин не был уверен, что удастся удержать Москву, было принято решение о подготовке переезда правительства Советского Союза в Куйбышев. В срочном порядке на берега Волги были направлены лучшие силы Московского метростроя. Самый известный, но не самый большой из подземных объектов, построенных ими, – так называемый «Бункер Сталина». Это чуть ли не единственное рассекреченное сооружение, про которое официально хоть что-то известно. Например, фамилия архитектора – Островский.
Вход в бункер скрывается в пятиэтажном здании бывшего Куйбышевского обкома партии, а ныне Института культуры. Войдя в здание через подъезд во внутреннем дворе, можно попасть в бывшее сверхсекретное подземное помещение, в котором должен был располагаться ЦК КПСС, если можно так выразиться, в эмиграции.
На глубине 37 метров находится зал заседаний и кабинет Сталина, в котором, кстати, вождь ни разу не был. Над ними есть еще четыре подземных этажа, на которых должны были разместиться другие сотрудники ЦК, – сейчас в этих помещениях экспозиция ведомства гражданской обороны и в них нет ничего интересного. А вот сталинские помещения сохранились.
Наиболее интересен зал заседаний, немного напоминающий станцию метро «Аэропорт» в миниатюре, – сказывается метростроевское прошлое архитекторов. Сводчатый потолок, длинный стол в форме буквы «Т», покрытый зеленым сукном, и еще один стол у самой стены, за которым располагались стенографисты, причем лицом к стене. Они первыми должны были заходить в зал заседаний и рассаживаться за столом, чтобы не видеть ничего, кроме стены и листов бумаги перед собой. Ну, а выходили, соответственно, самыми последними. Личный кабинет Сталина тоже являет собой образец скромности вождя: письменный стол, опять же покрытый зеленым сукном, тумбочка с черным телефоном и классической «кремлевской» настольной лампой, диван в белом чехле и шесть дверей, причем только две из них настоящие. Одна – вход, другая ведет в личный туалет. Остальные четыре – бутафорские, наверное, чтобы бороться с клаустрофобией вождя. Какая часть сталинского бункера открыта – неизвестно. Что еще можно добавить?
При строительстве этого бункера рабочие вывезли 26 000 кубометров земли, уложили 10 000 тонн бетона-монолита и 5000 тонн металлоконструкций. Причем ухитрились сделать это так, что окружающие жители ничего не заметили.
Бункер Берия
Официально на этом подземная столица и заканчивается. Неофициальную же историю пишут энтузиасты-диггеры, проверяющие всевозможные слухи о различных самарских подземельях, документирующие свои открытия и ведущие довольно подробный сайт. Им мы и обязаны всеми дальнейшими историями.
Самый известный после бункера Сталина – так называемый бункер Берия под Хлебной площадью. Верхнего пролета у входа в бункер нет, лестница обрушилась, поэтому спуск на глубину тридцати метров, где, собственно, и начинаются подземные коридоры, напоминает небольшое альпинистское или, правильнее, спелеологическое приключение.
В принципе, этот бункер изучен достаточно хорошо, существует даже его подробная карта. Однако судить о его предназначении никто не берется. И дело вот в чем. Несмотря на то что основные работы в бункеры выполнены, его забросили на конечной стадии – на стенах нет никакой отделки, только голый бетон, нигде никаких остатков аппаратуры, по которой можно было бы сделать хоть какие-то выводы. Причина прекращения строительства также остается тайной. А может, просто немцев отбросили от Москвы, и интерес Сталина к подземной столице иссяк. Само собой разумеется, не бывал никогда в этом бункере и Лаврентий Павлович Берия.
Бункер Калинина
Один из самых просторных и изученных – бункер «штаба ПриВО», или «бункер Калинина» на 7-й просеке под санаторием Приволжского военного округа «Волга». Бункер заброшен, и говорят, что в 2002 году военные для его изучения привлекали спелеологов. Самый известный вход расположен со стороны Волги. На двух исследованных уровнях под небольшим слоем воды сохранилось достаточно много (по сравнению с другими бункерами) от прежних подземных жителей: остатки просторной столовой, спальни с металлическими остовами кроватей, бронированные двери, обломки вентиляционных и дренажных сооружений, туалеты с целыми унитазами и даже пара лифтовых шахт. Существуют предположения, что они ведут на нижние уровни, хотя опытные диггеры не верят в существование нижних этажей. Двигаясь вверх, лифты поднимали людей во двор, а также в один из корпусов санатория. Но вопрос, куда и зачем они направлялись, остается по-прежнему без ответа.
От самарского информбюро
Зато очень хорошо известно, чем занимались хозяева «объекта №15», ныне известного как Государственная радиовещательная станция имени Попова. В начале 1940 года было принято решение о строительстве под Курском самой крупной в мире радиостанции, передачи которой на длинных и средних волнах можно было бы принимать по всему миру. Мощность предусматривалась фантастическая – 1200 киловатт! К примеру, самые мощные на то время западноевропейские и американские передатчики не превышали 100 киловатт. Гигантская стройка развернулась в начале 1941 года, но уже в июле было принято решение о переносе суперстанции в Куйбышев – уж очень быстро двигались немецкие колонны.
В августе у села Ново-Семейкино Красноярского района начались земляные работы. С помощью единственного парового экскаватора и нескольких сотен заключенных за два месяца был вырыт огромный котлован глубиной 28 метров, в котором и разместился бункер радиостанции. Радиостанция должна была выдержать прямое попадание самой мощной на то время 500-килограммовой фугасной авиабомбы. Двухэтажное подземное здание длиной 60 и шириной 50 метров было выполнено из монолитного железобетона со стенами метровой толщины. Сверху был насыпан полутораметровый слой песка, на котором лежала 2,5-метровая железобетонная крыша. Внутри скрывалась вся начинка сверхмощной радиостанции, включая огромные залы с огромными, охлаждаемыми водой лампами. Сверху оставались только четыре 200-метровые длинноволновые антенны и четыре 150-метровые антенны для передачи на средних волнах. Плюс еще два брызгательных бассейна для воды из мощной системы охлаждения.
7 ноября 1942 года состоялась первая пробная передача новой станции, а с 5 декабря она начала действовать в опытном режиме. Мало кто догадывался, что все сводки Информбюро и прочие радиопередачи, начинающиеся словами «Говорит Москва», шли как раз из этого подземного бункера. Уходили отсюда в эфир и передачи на английском, немецком и французском языках. Именно эта станция вещала для советских агентов по всему миру – помните «Юстас–Алексу» в «Семнадцати мгновениях весны»? Насколько известно, станция работала до недавнего времени и только сейчас выведена из эксплуатации. Какова ее будущая судьба – неизвестно.
Очень маленькая столица
Интересно предположение, высказанное Суворовым в своей книге, как удалось скрыть столь грандиозное подземное строительство. По его мнению, ширмой служило развернувшееся широкомасштабное строительство Куйбышевской гидроэлектростанции. Некоторые самарские диггеры считают, что среди нынешних корпусов санатория «Красная Глинка» есть такие, в которых первоначально планировалось разместить здания управления ГЭС. После войны, по словам Суворова, всю гигантскую стройку передвинули вверх по течению Волги и возвели ГЭС на новом месте, потому что на первоначальном построить ее было просто невозможно.
А вот для подскального города место было совершенно идеальное. В пользу этой версии говорит срезанный (вероятно, для создания видимости работ по строительству ГЭС) склон горы Тип-Тяв. По мнению самарских диггеров, от Тип-Тява до площади Куйбышева проложена 25-километровая подземная железная дорога.
Наверняка Самара скрывает под собой еще немало секретных подземных сооружений. Но всерьез говорить о второй «подземной столице» не приходится – не впихнуть в эти поражающие воображение, но по большому счету небольшие подземные сооружения огромный советский бюрократический аппарат. Наверняка Куйбышев рассматривался как возможный город для эвакуации советского правительства из Москвы – в 1941 году не особо надеялись удержать столицу. Размещать же всех прибывших чиновников все равно пришлось бы в наземных зданиях. А под землю некоторые из них спускались бы только в случае авианалетов. И замечательно, что прятаться от авиабомб под землей в конце концов пришлось Гитлеру.
ПМ в вашем городе
Неземные машины
Окрыленные


1 2 3 4 5 6 7