Главная
Тест-драйв
Научная история
Наука в вашем городе
Наука 2 Автомобили Гаджеты Промдизайн |
Пробуем HD Такие камеры выпускает уже значительное количество высокотехнологичных компаний: Panasonic, JVC, Sharp, но официально в нашу страну их не поставляют. Исключение составляет только Sony, активно продвигающая в России линейку из восьми (!) бытовых HD-камер. Для теста мы взяли три камеры с разными носителями информации: кассеты miniDV (камера HDR-HC3E), 8-см оптические DVD-диски (HDR-UX1E) и встроенный жесткий диск (HDR-SR1E) – и отправились во Французские Альпы. Начнем по порядку. В наших магазинах уже более года продаются бытовые HD-видеокамеры, позволяющие снимать видео высокой четкости. Мало того, этой весной ожидается поступление в продажу третьего поколения таких камер. Редакция «Популярной механики» на своем опыте постаралась проверить, возможно ли в домашних условиях снять и, что главное, посмотреть HD-видеофильм. Хард-камера: Sony HDR-SR1 Первые кадры мы сняли на HDR-SR1 co встроенным жестким диском. Она как близнец похожа на HDR-UX1, и обе по размерам превышают пленочную HDR-HC3. Размер имеет значение: у больших камер и больший размер экрана, к которому привыкаешь мгновенно. К тому же у этих моделей на объективе привычное кольцо ручного управления фокусом – очень удобно для съемок в условиях низкой освещенности, а также для творческой игры с глубиной резкости. Это же кольцо позволяет вручную регулировать экспозицию, что полезно при съемке контрастных кадров. Камера включается так долго, как будто в ней запускается микро-Windows. По идее эта камера должна быть самой устойчивой к сотрясениям: она снабжена довольно объемным видеобуфером и встроенным датчиком ускорения. Но когда мы брали камеры на тест, нас попросили именно к этой модели отнестись как можно бережней – перед нами коллеги из другого журнала запороли у нее диск. Так что с собой на трассу HDD-камеру мы и не брали. Сколько ленте ни виться: Sony HDR-HC3 Самая компактная и самая удобная камера, если бы не размер экрана, заметно уступающий двум первым моделям. Небольшое колесико ручного управления фокусом и экспозицией не слишком удобно. Зато в HDR-HC3 зашито множество видеоэффектов (сепия, старое кино, затемнения и многие другие), больше, чем в других камерах. Пленочная камера по определению предназначена для вдумчивых операторов, которые после съемки дома перегоняют видео на компьютер, монтируют фильм и записывают его на диски. Программа Pinnacle Studio 10 без проблем разобралась с HDV форматом, смонтировала фильм и… не смогла записать его на диск: под HD-видео зарезервированы Blu-Ray и HD-DVD диски, которых нет. На тест мы взяли первый в России ноутбук с поддержкой Blu-Ray Sony VGN-AR21, но диски для записи в Москве найти не удалось. Но даже если бы удалось, проиграть могли бы только с этого самого ноутбука – проигрывателя Blu-Ray мы тоже не нашли. Так что наш фильм мы посмотрели прямо из программы видеомонтажа, подключив ноутбук через все тот же HDMI к телевизору. Сам себе DVD-проигрыватель: Sony HDR-UX1 В плане удобства съемки про HDR-UX1 верно все сказанное выше. Правда, эта камера пишет сразу на 8-см DVD-диск, причем на двухслойный диск может вместиться до часа видео высокого разрешения! Позвольте, можете возразить вы, но ведь DVD не поддерживает высокое разрешение, для этого нужны либо Blu-Ray, либо HD-DVD диски. Дело в том, что HDR-UX1 пишет видео в новом формате AVCHD (см. ниже). По идее разработчиков к настоящему времени значительное количество продаваемых DVD-проигрывателей должны поддерживать этот формат, а существующие можно будет «проапгрейдить», переписав программное обеспечение. Где-то что-то не сложилось, и разыскать такие проигрыватели нам не удалось. Посмотреть записанное видео можно только с самой камеры – благо, у нее есть полезный разъем HDMI. Кстати, HDR-SR1 также пишет в формате AVCHD, и с нее тоже можно смотреть видео через HDMI. Существует и проблема с программами видеомонтажа – никакая распространенная программа с AVCHD не работает. Набор простых инструментов для линейного монтажа встроен в саму камеру. Существует еще один неафишируемый недостаток всех камер (не только HDR-UX1), пишущих на DVD-диски. Запись на диск ведется непрерывно, и если камера в момент записи испытает сотрясение, диск может быть испорчен. Аналогично тому, как если бы при записи DVD-болванки на компьютере произошел скачок напряжения или параллельная задача забрала слишком много ресурсов. Мы же во время теста такого сбоя добиться не смогли, но все же проблема, говорят, есть. Краткий итог Что касается изображения – оно по сравнению с обычным видео вне конкуренции. Тем более что и телевизор, и видеопроектор у меня дома давно готовы к видео высокой четкости и, как мне кажется, с немым укором воспроизводят обычные DVD и телепрограммы. Вопрос, что покупать, тоже не стоит – безусловно HD-камеры, тем более что все они позволяют записывать видео в стандартном разрешении, которое понимает существующая техника. Каждая камера хороша по-своему: HDR-SR1 полностью освобождает владельца от заботы о носителях, HDR-UX1 проста и надежна. Лично я купил бы себе пленочную HDR-HC3 – люблю возиться с видеомонтажем. Да и творческие возможности камеры – ручная экспозиция и фокус, видеоэффекты и затухания – позволяют в полной мере почувствовать себя режиссером. И все же с покупкой я не стану спешить, поскольку весной все та же Sony выпустит новую линейку HD-камер. Но о ней – через номер. Все четко Телевидение высокой четкости подразумевает сигнал, вмещающий как минимум в четыре раза больше информации, чем стандартный. Тем не менее в прошлом году в продаже появились видеокамеры, снимающие видео в формате высокой четкости, но использующие старые технологии: miniDV-кассеты, 8-см видеодиски и жесткие диски. Как инженеры умудрились запихнуть в старые технологии, и так работающие на пределе, в четыре раза больше информации? В чем фокус? DV Начнем с первого цифрового формата – miniDV. Если оцифровать обычный видеосигнал, мы получим поток 324 Мбит/с! Максимальная скорость записи на ленту в цифровых камерах miniDV – 25 Мбит/с. Без сжатия тут не обошлось. Цветное изображение формируется на наших экранах из комбинации трех опорных цветов: красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue), RGB. При переходе от черно-белого вещания такая модель не подходила: цветные передачи должны были приниматься старыми черно-белыми телевизорами. Поэтому для передачи сигнала использовалась цветоразностная модель: передавался сигнал яркости Y и два дополнительных цветоразностных сигнала U и V. Черно-белые телевизоры воспроизводили только яркостный сигнал, а цветные по всем трем восстанавливали традиционный RGB. Впоследствии выяснилось, что человеческий глаз более чувствителен к яркости, чем к цвету, поэтому информацию о цвете можно «урезать» без ущерба для восприятия. Эта технология получила название «раздельное кодирование». Например, для телевидения применяется схема 4:2:2 – информация о яркости Y передается в каждом отсчете в каждой строке, а цветоразностные сигналы U и V – в два раза реже, что позволило уменьшить поток до 216 Мбит/с. В бытовых же видеокамерах пошли на еще большее сокращение потока – до 108 Мбит/с (схема 4:1:1). Но все равно много! К счастью, цифровой видеосигнал по сути своей избыточен и хорошо походит для сжатия – можно без потерь с точки зрения восприятия сжимать видео даже в 30 раз. Формат DV предусматривает сжатие, аналогичное JPEG, после чего готовый поток спокойно умещается на магнитную ленту. Диски Избыточность видеосигнала бывает не только в самом кадре, но и в их последовательности. Обычно в пределах нескольких секунд следующие друг за другом кадры слабо различаются, это так называемая временнЗя избыточность. Нет необходимости передавать все кадры полностью, для некоторых достаточно передать только отличия от предыдущих или последующих кадров. Временная избыточность удаляется межкадровым кодированием, при котором сокращается информация о некоторой группе кадров в целом. В частности, этот прием реализован в алгоритме сжатия MPEG-2, который используется в DVD и позволяет довести поток уже до 9,8 Мбит/с. Этот же формат используют и видеокамеры, пишущие сразу на 8-см видеодиски, которые могут проигрываться на домашних DVD-проигрывателях. HDV С появлением видео высокого разрешения HD проблема упаковки сигнала стала вновь актуальной. Первым появился пленочный формат HDV (High Definition Video), который втискивал сигнал высокого разрешения на ту же кассету miniDV с неизменным максимальным потоком 25 Мбит/с. Как же выкрутились разработчики на этот раз? «Обжали» видеосигнал все тем же MPEG-2. В итоге HDV утратил главное преимущество DV – отсутствие межкадрового кодирования, но приобрел гораздо больше – несравненно лучшее разрешение. Правда, одного обжатия не хватило; чтобы уложиться в требуемый поток, пришлось слегка урезать и разрешение. Например, если HDV-камера пишет в режиме 1080i, то это не настоящий так называемый Full HD 1080i с разрешением 1920x1080, а слегка подкорректированный 1440x1080. Но этот малоизвестный факт производители не афишируют. Новый формат уже понимают основные программы видеомонтажа, например Pinnacle Studio. AVCHD В мае 2006 года компании Sony и Panasonic представили новый формат записи видео высокого разрешения AVCHD (Advanced Video Codec High Definition). Появлением технологии мы в первую очередь обязаны достижениям математиков из группы Joint Video Team (JVT), разработавшим наиболее эффективный на сегодняшний день алгоритм сжатия видеоизображения MPEG-4 AVC/H.264 (Advanced Video Codec). MPEG-4 AVC как минимум в два раза более эффективен, чем ранее применявшийся MPEG-2. Приведем наглядный пример. Видео формата с разрешением 1920х1080 пикселей HD MPEG-2 сжимает до потока 12–20 Мбит/с, в то время как MPEG-4 AVC позволяет отображать тот же объем видео (1920х1080 пикселей) со скоростью потока не более 7–8 Мбит/с, обеспечивая качество видео не хуже, а чаще даже лучше, чем HD MPEG-2. Такая скорость позволяет записывать видео на стандартные 8-см оптические диски! Именно для этого первоначально и разрабатывался формат AVCHD. Но он оказался настолько удачным, что его распространили и на карты памяти SD и Memory Stick, а также на жесткие диски. Мало того, AVCHD великолепно помещается на обычные DVD-диски – можно не ждать пресловутых Blu-Ray и HD-DVD, чтобы наслаждаться видео высокой четкости. Конечно, как всегда, есть своя ложка дегтя, даже две. На сегодня ни одна из распространенных программ видеомонтажа формат AVCHD не поддерживает и ни один проигрыватель DVD-дисков его и не читает. Но обещается, что вот-вот новые проигрыватели DVD начнут читать этот формат. А обладатели наиболее продвинутых DVD-плееров смогут «перепрошить» встроенное программное обеспечение и тоже приобщиться к миру HD. Есть еще один ход – говорят, PlayStation 3 умеет читать новый формат. Но на момент выхода этого номера «Популярная механика» не смогла найти в Москве ни одного устройства, способного проиграть записанный нами AVCHD-диск. А может, мы плохо искали? Новый катер короляУбийцы больших телевизоров Забить болт Домашний луноход Далеко не сосунки |
1
2
3
4
5
6
7
|